Пятница, 26.04.2024, 18:02
Приветствую Вас Гость | RSS

Искусство и культура востока

Главная » 2011 » Июнь » 12 » Хайдарабад-часть 3
13:27
Хайдарабад-часть 3

На иллюстрации из оригинала статьи в «Индия перспективы»:   «Якут сарпенч» - один из «сарпенчей» - (ювелирное украшение на головной убор) из коллекции хайдарабадских низамов.  А на иллюстрации из архива ниже - так выглядел сарпенч на головном уборе низама.
С некоторых пор ювелирными сокровищами низамов владеет правительство Индии. Информация по теме из индийского первоисточника. (Написание имен собственных в первоисточнике сохраняется):
«Сам факт, что под одной крышей кроется клад ювелирных украшений, стоящий 150 миллиардов рупий, потрясает воображение. Но даже если не учитывать стоимости, само великолепие каждого из экспонирующихся украшений достаточно, чтобы потерять дар речи и просто диву даваться. Эта двухмесячная выставка бриллиантов, рубинов, изумрудов, сапфиров и жемчуга проходит в Хайдерабаде, одном из самых современных городов Индии. Она навевает воспоминания о прошлом наследии этого города. Демонстрирующиеся на ней сокровища принадлежат династии Асафа Джа, основанной в 1724 году. Они имеют свою красочную историю.
Драгоценности низамов Хайдарабада, по слухам представлявшие собой одну из самых исключительных коллекций, в 1972 году были предложены для продажи правительству Индии. Они были оценены в 2180 миллионов рупий. Сделка была заключена. Тем не менее прошло еще почти 23 года, прежде чем они были наконец приобретены после долгих судебных тяжб и колоссальных затрат.
В первую очередь они были помешены в хранилища Резервного банка Индии из Банка Гонконга, где они лежали раньше. Позднее эти украшения были впервые выставлены в Национальном музее в Нью-Дели в течение сентября - декабря 2001 гола. Сейчас они вернулись домой в Хайдерабад и экспонируются в знаменитом Музее Саларджанга.
Эта коллекция, состоящая из 173 драгоценностей, собиралась более чем семью поколениями потомков династии Асафа Джа, или низамов. чах их тогда называли. И хотя низамы правили на Декканском полуострове (Декан, или Деккан - плоскогорье, занимающее внутреннюю часть полуострова Индостан. Прим. Portalostranah.ru), они следовали стилю жизни, традициям двора и административной практике моголов. Поэтому и ювелирные украшения их представляют собой синтез могольского, декканского и европейского влияний. Они отражают культуру династии, которая была порождена могольским двором, правила Декканом и была убежденной союзницей Британской империи.
Меры по сохранению этого неслыханного сокровища были приняты в период правления седьмого и последнего низама Мира Османа Али Кхана.
После того, как бывшие низамы потеряли свои владения, им было трудно содержать свои огромные семьи и поддерживать прежний стиль жизни. Именно тогда Мир Осман Али Кхан с целью сохранить свои сказочные несметные богатства начал процесс ликвидации части своего астрономического наследия и распределил его, поместив в целый ряд трестов. Самым уникальным из них был Ювелирный трест низама, ставший корпорацией в 1951 году. Это единственное подобное учреждение, основанное индийским правителем. Низам также учредил дополнительный Ювелирный трест после того, как он распределил дары своим внукам в 1952 году. Попечители хранили это сокровище, имеющее огромную историческую ценность, в хранилищах Банка Гонконга.
Согласно правительственной описи в нынешнюю коллекцию входят 173 предмета. В действительности же, если считать отдельно, а не но наборам, в ней содержится 325 украшений, включая около 22 изумрудных камней и легендарный алмаз Якоба.
Вес изделия выполнены с исключительным мастерством и относятся к периоду от XVIII до начала XX века. В эту коллекцию входят несколько "сарпенчей" (головных украшений), ожерелий, поясов и пряжек, браслеты, анклеты, армлеты (анклет – браслет вокруг бицепса плеча; армлет - ножной браслет, надеваемый на лодыжку.), кольца для пальцев ног, карманные часы, цепи для часов, пуговицы и запонки. Все эти украшения отличаются броскостью, яркостью, но есть среди них такие, которые выделяются своей уникальностью качества и цвета, и, что самое главное, высоким мастерством изготовления.
Большинство бриллиантов, использованных в этих украшениях, поступило из шахт Голконды, которыми владели низамы. Это одна причина того, почему все изделия неизбежно имеют бриллианты, которые или же не огранены, или имеют замечательную огранку - дело рук местных ювелиров. Блеск и яркость бриллиантов Голконды особенно видны в "сарпенчах", в тех, которые должны украшать головные уборы. Они же изготовлены из золота и усыпаны бриллиантами, изумрудами и рубинами кабошон.
В коллекции есть один очень особый "сарпенч", который был изготовлен для молодого принца Махбуба Али, когда он вступил на трон. Он называется "бачкана сарпенч' и был выбран как эмблема выставки. Яркость его бриллиантов затмевает все остальные. Он представляет coбой брошь из золота с одним большим бриллиантом, который окружают еще пять меньших по размерам бриллиантов. Над ним красуется изумительная по своему великолепию птица, усыпанная бриллиантами и сверкающая бриллиантовым плюмажем с рубином в качестве глаза. Интересно, что в своем клюве птица держит крошечный "тавиз* (амулет).Организаторы выставки в Музее Саларджанга создали идеальную обстановку для экспонирования этих бесценных драгоценностей. Они демонстрируются в специально построенном для этой цели зале, украшенном люстрами богатыми коврами. Все ювелирные изделия иллюминированы прожекторами из оптического волокна и защищены пуленепробиваемым стеклом. Эта королевская коллекция является единственной в своем роде, которой владеет правительство Индии. Среди её экспонатов особое внимание привлекает имперский бриллиант, известный как алмаз Якоба. Он весит 184.75 карата и по размерам в два раза больше Кох-и-Нура (Кохинора). Говорят, что он является седьмым по счету самым крупным алмазом в мире. Его купил в 1891 году шестой низам Мир Махбуб Али Паша у еврейского купца А.К. Якоба - отсюда и его название.

Рассказывают, что Якоб пришел во дворец низама в июле 1S91 года, чтобы показать ему алмаз. Низам хотел посмотреть, нельзя ли использовать его в качестве пуговицы на своем шервани (длинном жакете). А поскольку найти еще пять таких же больших бриллиантов оказалось делом трудным, то он решил использовать его в качестве пресс-папье! Было решено, что низам заплатит за него 4.6 миллиона рупий, а в качестве залога даст купцу 2.3 миллиона. Позднее выяснилось, что в сделке были какие-то проблемы, и в результате этого началась тяжба. Британский резидент учредил комиссию расследования, и низам был вызван, чтобы дать ей показания. Низам, конечно, был этим очень возмущен и оскорблен, поскольку в своем суде он был и судьей, и присяжными. Возвратившись после слушания комиссии, он направился прямо в свою комнату, схватил злополучный алмаз и бросил его в ящик стола.
Есть и другие подобные истории, связанные с этим алмазом. Согласно одной из них седьмой низам, сочтя, что этот камень был несчастливым для его отца, вытащил его из ящика и засунул в туфлю, где он позднее и был найден. Теперь же этот алмаз приковывает все взгляды и вызывает оживленные разговоры. Не менее привлекательны и все остальные экспонаты этой волшебной коллекции. Каждый из них представляет собой истинный шедевр ювелирного искусства, уникальный и неповторимый, созданный с большим мастерством и умением ремесленниками для своего правителя. Надо отдать молчаливую дань уважения этим безымянным мастерам - ювелирам. В этой коллекции можно видеть белые и желтые бриллианты, в огранке и без неё, и они поражают воображение. Это просто ни с чем не сравнимое сокровище. (Об истории знаменитого камня Кохинора, добытого именно в шахтах Голконды (Хайдарабада), в  нашем большом материале здесь, а о  последнем индийском владельце камня Ранджите Сингхе по ссылке).
Трудно описать все эти драгоценности. В любом случае не хватает слов, чтобы адекватно их охарактеризовать. У многих из них есть прекрасные названия: базубанд мурасса, хансли парабавиза замарруд, чинтак замарруд, сарпенч замарруд. пайзеб якут ва алмас замарруд и т.д. Надо надеяться, что эта коллекция вдохновит ювелиров на воссоздание этих античных стилей в стране или же на слияние античного с современным». 
Индийском правительственном издании для заграницы «Индия Перспективы» (март 2002 года, русское издание) под названием «Драгоценности низама: вечное сокровище». Автор – Рамчандер Пентукер). Дворцы низамов в Хайдарабаде На иллюстрации из оригинала статьи в «Индия перспективы»: трон низама в Пурани Хавели (старой резиденции) в городе Хайдарабад.

«Хайдарабад известен своим имперским великолепием и поразительным богатством своих архитектурных стилей. Любой дворец говорит очень много о тех, кто создавал их. Седьмой Низам Хайдарабада, Осман Али, считался самым богатым человеком мира. Его отец Мехбуб Али Хан, с другой стороны, был расточительным, и его щедрость приобрела легендарные пропорции. В то время как хорошо известные строения, как Чарминар, мечеть Мекка Масджид и исторический форт Голконда были построены Кутуб Шахами,  очаровательные дворцы Фалакнума, Чоумахалля и Пурани Хавели были построены во время правления Низамов, Асаф Джахами.
Они знамениты своим имперским богатством и архитектурным величием. Эти дворцы в зените своей славы были сами по себе легендами, и люди смотрели на них с ужасом и удивлением.
(В 1990-х годах) Мукаррам Джах, бывший восьмой Низам Хайдерабада приподнял завесу над образом жизни Асаф Джахи и предложил публике разоблачающие сведения о династии, которая правила Декканом 224 гола. В день своего 62-летия, 6-го декабря Джах принимал высокопоставленных гостей, сливки индийского общества, в дворцовом комплексе, к юго-западу от Чарминара.
На следующий день гигантские деревянные ворота комплекса открылись для публики впервые - на две недели, до 20 октября. Другие семейные реликвии, как бесподобный дворец Фалакнума и Пурани Хавели также приветствовали посетителей.
Когда-то Хайдерабад был столицей огромнейшего княжества в Индии, империей с собственном валютой, почтовой системой, железной дорогой, радиостанцией и даже воздушной трассой. Получая дань от верноподданных вассалов со всего Деккана, он смог собрать фонд для основания своего собственного университета, развитой системы юридической администрации, считавшейся выше (юристов) Британской Индии.
Поэтому неудивительно, что открытие трех королевских резиденций на обозрение публики ожидалось с нетерпением.
Комплекс Чоумохалла сам по себе является экспонатом. Это памятник королевскому величию, изобилию дворцовых строений, ворот и павильонов, самые ранние из которых относятся к 1750г., к правлению первого Низама. Бывший архитектор княжества Рагхукул Прасад говорит: «Чоумохалла символизирует собой собрание архитектурных стилей, развивавшихся столетиями в Хайдарабаде. Они прослеживаются от чисто европейского до витиеватого европейско-исламского смешанного стиля последних зданий,  как Кхилват».
Среди хорошо сохранившихся зданий комплекса можно отметить Афзал Махал в южной стороне. Кхилват - место коронации Низамов и Дарбар Хол. Из них Афзал Махал является самым импозантным, построенным в период правления пятого визама. Афзал-уд Довла (1857-1869). Это истинная копия дворца Шаха Ирана, однако, с более утонченной архитектурой.На иллюстрации из оригинала статьи: самый длинный в мире, по утверждению автора статьи в «Индия перспективы», обеденный стол во дворце Фаллакнума.
Если комплекс Чоумохалла - свидетельство вкуса пятого Низама. то дворец Фаллакнума, на вершине горы, в 5-ти километрах от Чарминара, это отражение скорее всего исполнительной, чем имперской власти. Экстравагантность в итальянском стиле, соединяющая классические и исламские черты и построенная из итальянского мрамора, она была задумана Сэром Викаром Ул Умра, дворянином из Пайгаха и премьер министром Низамских доминионов и презентована шестому Низаму в виде Назар, традиционного подношении даруемого дворянами их правителю.
При низамах дворец превратился в королевскую гостиницу. Среди посетителей были такие гости, как король Джордж V и Королева Мэри, Король Эдуард VIII, первый генерал-губернатор Сэр Си. Раджагопалачари и первый президент Раджендра Прасад. Просторная веранда, двери из витражного стекла и залы ожидания с роскошными люстрами свидетельствуют о том, что гостей принимали хорошо.
Вход во дворец ведет к внушительной мраморной лестнице с резными балюстрадами, ведущей на первый этаж, где находится уникальная портретная галерея, состоящая из серии написанных масляными красками картин портретов членов семьи Асаф Джахи, их министров и гостей.
Но ничто не поражает посетителей так. как банкетный зал на том же этаже, который растянулся в всю длину дворца. Обеденный стол рассчитан на 108 мест, и его освещают 5 колоссальных люстр, не имеющих себе равного в мире. В зените славы потолок банкетного зала был обит кожей. 0бед подавался в посуде из монограммного фарфора и ножевыми приборами из золота.
Дворец Фалакнума может похвастаться многими другими превосходными вещами, как, например, огромными венецианские люстры. Говорят, что потребовалось шесть месяцев, чтобы вычистить люстру ослера с 138-мыо ответвлениями, а во дворце всего 40 таких люстр, украшающих залы.
Кроме того, здесь имеется одна из замечательнейших коллекций священного Корана в Индии. В знаменитом зале бальных танцев находится двухтонный музыкальный орган, оперируемый вручную и являющийся, как говорят, единственным в своем роде во всем мире.
В прекрасном состоянии находится Пурани Хавели, третий по счету королевский комплекс. Этот комплекс из 11-ти строений, построенный вторым Низамом, частично поддерживаемый школами и тренировочными институтами, которые оперируют там, был заложен Муккарам Джахом и его братом Муфаккамом. Большого внимания в хавели заслуживают пристройки во французском стиле, сделанные шестым низамом. широко известным как Мехбуб Али Паша. Одним из значительных внутренних добавлений, осуществленных по требованию Низама, является длиннейший платяной шкаф и мире, коридор длиной в 240 футов.
В Пурани Хавсли размешается также Юбилейный Павильон, в котором находится подарки из золота и серебра, подаренные седьмому Низаму в честь серебряного юбилея его восшествия на престол, а также золотой трон, украшенный золотой резьбой и сделанный специально по случаю этого торжественного события. Серебряные модели хайдерабадской железнодорожной станции, здания верховного суда и факультета искусств Университета Османия   также   являются частью этой коллекции.
Хотя княжества теперь отошли в историю, наследие низамов Хайдарабада чувствуется повсюду в их бывших владениях».
(Этот материал из архива  Portalostranah.ru был первоначально опубликован в журнале «Индия перспективы» (январь 1995 года). Оригинальное название публикации «Королевское великолепие хайдерабадских дворцов». Автор, также как и предыдущей статье - Рамчандер Пентукер. (Написание имен собственных в первоисточнике сохраняется).
Категория: Индия | Просмотров: 1717 | Добавил: Yara | Теги: история, Индия, Низам, Хайдарабад | Рейтинг: 4.5/8
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Китай [8]
Индия [6]
Япония [3]
Иран [3]
Марокко [2]
...

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Музыка для души
Музыка для души
Яндекс.Метрика